Какие задачи нам позволяют решать структуры и объединения?

Для разработчика встроенных систем эффективность и компактность кода всегда на первом месте. Если программировании на Ассемблере ты сам определяешь как и где располагаются данные, то при программировании на Си надо позаботиться, что бы объяснить компилятору как ты хочешь, что бы данные были расположены. Для чего это надо, в первую очередь, для удобства обработки и обращения к данным.

Например, мне необходимо, чтобы данные были расположены последовательно в памяти. Для этого я опишу структуру, например:

Это будет гарантировано, что данные в памяти будут расположены последовательно и займут 9 байт (если система процессора микроконтроллера 8 битная) или 6 слов (если 16 битная). Один дополнительный байт будут занимать две переменные описанные как Accident и Freezing, они займут соответственно 0 – 1 байт (Accident )  и 2 байт (Freezing).

Обратиться т.е записывать данные и читать можно таким образом, например:

Со структурами struct все довольно понятно,  это расположение данных последовательно в памяти и удобный доступ к ним, особенно, если надо писать какие-то флаги управления и потом данные “скопом” передавать через какой либо интерфейс на другое устройство. Но часто возникает необходимость например иметь представление одних и тех же данных и в виде байта (или слова) и в виде бит. Как это сделать, для этого в Си есть гибкий механизм объединения union.

Например, для передачи данных через последовательный порт нам необходимо иметь доступ к данным ка к байту, а для эффективности управления флагами управления содержащимся в этом байте, и меть доступ как к биту. Вот такой фокус и позволяют делать объединения. Еще раз структуры последовательно располагать данные в памяти, объединения описывать одни и те же данные разными именами и при этом разными типа данными.

Например, мы имеем структуру данных:

Визуально это выглядит так:

Вся структура занимает 4 байта. EE.s_CLt занимает 2 байта, EE.s_SEc занимает 1 байта, переменные Accident, Freezing (два и и один байт) будут размещены в 4 байте.

Теперь нам, например, необходимо работать с битами переменной s_CLt, можно конечно использовать операциями с битами, например, нам надо контролировать состояние бита 0 в этой переменной мы, можем вычислить так, выполняем побитовое “&” с переменной и в зависимости от состояния операции выполняет если true или falce:

Но можно каждому биту присвоить свое имя, это улучшает понимание программы и не рисвоать, что нарисовано выше например писать просто так:

Где EE.FLED1 мы дали имя биту 0 переменной EE.s_CLt, как это сделать? В нашу структуру надо внедрить объединение. Структуры и объединения можно как угодно комбинировать для всевозможного описания данных в памяти для удобной последующей обработки. В нашем варианте это будет выглядеть так:

Переменную s_CLt мы помещаем, в обеднение в котором находиться эта переменная и новая внутренняя структура. Название ни объединению, ни структуре мы не даем. В этом варианте мы сможет обращаясь, например, к EE.FLED1 контролируя или изменяя состояние бита 0 переменной EE.s_CLt.

Как это выглядит визуально.

Еще раз к пониманию структур, это возможность “объяснения” компилятору, что данные надо расположить в памяти последовательно. А к пониманию объединений, что данные одни и те же могут иметь разное название. Надеюсь я смог “на пальцах” объяснить эти гибкие особенности Си.

И для окончания, например, мне необходимо обработать эти 4 байка как одно 32 битное слово, как это сделать? Это сделать просто если нашу структур поместить в объединение и добавит в ней нашу 32 битную переменную:

Теперь при необходимости можно обратиться к переменной EE.s_32bit и получить все данные или изменить одной операцией.

Визуально это можно представить так:


Файлы для загрузки



Это может быть интересно

  • Стабилизатор тока на SN3350, часть 2Стабилизатор тока на SN3350, часть 2
    Если вам необходимо разработать устройство с применением мощных светодиодов, то никак не обойтись без применения стабилизатора тока. На настоящий момент стабилизаторы тока являются самым эффективным механизмом, для питания светодиода в течение всего его цикла …
  • MPLAB® Code Configurator and EncoderMPLAB® Code Configurator and Encoder
    Еще раз про энкодер… Для некоторых приложений очень удобно и экономически выгодно, для настройки и управления использовать энкодер. Такие энкодеры имеют строенную тактовую кнопку которую можно применить для выбора режимов работы …
  • Стробоскоп для автомобиляСтробоскоп для автомобиля
    Одним из популярных решений светового тюнинга автомобиля, мотоцикла или скутера стал эффект –  “полицейский стробоскоп“. На база платы ch-c0050 реализовано несколько проектов. В этой статье приводятся две версии программы. Рекомендации …
  • LATINO – открытый проект ch-светомузыкиLATINO – открытый проект ch-светомузыки
      Проект построенный на некоторых принципах ch-светомузыка. Проект ознакомительный предназначен, для самостоятельного построения простого и эффективного светосинтезатора. Вывод осуществляется на ВОУ собранной на драйверах HL1606. Для этого была применена светодиодная …
  • Датчик контроля протечки воды ch-c0020Датчик контроля протечки воды ch-c0020
    Как здорово летом под теплым дождем с тобою вдвоем оказаться. Как классно по лужам бежать босиком, с тобою играть и смеяться! Но совсем грустно оказаться под таким дождем, который течет с потолка…  И …
  • LED модуль P10C4V12LED модуль P10C4V12
    LED панели на обычных регистрах типа 74HC595. Они выпускаются как монохромные так двух и полно цветные, особенность, что они предназначены для текстовой информации и имеют один уровень яркости. Общую яркость панелей легко …
  • Тестирование модуля генератораТестирование модуля генератора
    Тестирование модуля генератора Настройка, запуск и проверка рабочей частоты на примере PIC18F26K40. PIC18F26K40 Чтобы понять из-за чего зависит производительность микроконтроллера просто надо понять как работает его задающий тактовый генератор. Для …
  • LM317 и светодиодыLM317 и светодиоды
    LM317 и светодиоды статья с переработанная с сайта http://invent-systems.narod.ru/LM317.htm Долговечность светодиодов определяется качеством изготовления кристалла, а для белых светодиодов еще и качеством люминофора. В процессе эксплуатации скорость деградации кристалла зависит от …
  • PIC32MZ – прерывания (заметки)PIC32MZ – прерывания (заметки)
    Виды формирования запоминая контекста при входе в прерывания. Компилятор представляет три варианта AUTO – когда запоминания места возврата из подпрограммы возложено на программу, т.е все создается программно. Этот метод является …
  • Проект с использованием MCC часть 10Проект с использованием MCC часть 10
    Алгоритм управления освещением от нажатия кнопки. Обработка удержания кнопки: Мы должны проверить кнопка в настоящий момент нажата и флаг удержания установлен, если да Проверить таймер удержания “отработал” – это значит, …


Tagged with →  
Share →
Translate »

Copyright © Catcatcat 2013-2018. Все права защищены.
Копирование разрешается только с указанием активной ссылки на правообладателя.

e-mail: catcatcat.electronics@gmail.com