Views: 2348
Какие задачи нам позволяют решать структуры и объединения?
Для разработчика встроенных систем эффективность и компактность кода всегда на первом месте. Если программировании на Ассемблере ты сам определяешь как и где располагаются данные, то при программировании на Си надо позаботиться, что бы объяснить компилятору как ты хочешь, что бы данные были расположены. Для чего это надо, в первую очередь, для удобства обработки и обращения к данным.
Например, мне необходимо, чтобы данные были расположены последовательно в памяти. Для этого я опишу структуру, например:
//
struct
{
int16_t s_CLt; // данные в формате 16 байт со знаком
int16_t s_tNd; //
int16_t s_rEL; //
uint8_t s_SEc; // данные в формате 8 байт без знака (только положит значение)
uint8_t s_Nin; //
unsigned Accident :2; // данные в формате 2 байта без знака (только положит значение)
unsigned Freezing :1; // данные в формате 1 байта
}EE; // данные подлежащие хранению в еепром
//
Это будет гарантировано, что данные в памяти будут расположены последовательно и займут 9 байт (если система процессора микроконтроллера 8 битная) или 6 слов (если 16 битная). Один дополнительный байт будут занимать две переменные описанные как Accident и Freezing, они займут соответственно 0 – 1 байт (Accident ) и 2 байт (Freezing).
Обратиться т.е записывать данные и читать можно таким образом, например:
//
// Для записи
EE.s_CLt = 4562;
EE.Accident = 2;
// Для чтения
temp = EE.s_CLt;
temp1 = EE.s_Nin;
//
Со структурами struct все довольно понятно, это расположение данных последовательно в памяти и удобный доступ к ним, особенно, если надо писать какие-то флаги управления и потом данные “скопом” передавать через какой либо интерфейс на другое устройство. Но часто возникает необходимость например иметь представление одних и тех же данных и в виде байта (или слова) и в виде бит. Как это сделать, для этого в Си есть гибкий механизм объединения union.
Например, для передачи данных через последовательный порт нам необходимо иметь доступ к данным ка к байту, а для эффективности управления флагами управления содержащимся в этом байте, и меть доступ как к биту. Вот такой фокус и позволяют делать объединения. Еще раз структуры последовательно располагать данные в памяти, объединения описывать одни и те же данные разными именами и при этом разными типа данными.
Например, мы имеем структуру данных:
//
struct
{
int16_t s_CLt; // данные в формате 16 байт со знаком
uint8_t s_SEc; // данные в формате 8 байт без знака (только положит значение)
unsigned Accident :2; // данные в формате 2 байта без знака (только положит значение)
unsigned Freezing :1; // данные в формате 1 байта
}EE; //
//
Визуально это выглядит так:
Вся структура занимает 4 байта. EE.s_CLt занимает 2 байта, EE.s_SEc занимает 1 байта, переменные Accident, Freezing (два и и один байт) будут размещены в 4 байте.
Теперь нам, например, необходимо работать с битами переменной s_CLt, можно конечно использовать операциями с битами, например, нам надо контролировать состояние бита 0 в этой переменной мы, можем вычислить так, выполняем побитовое “&” с переменной и в зависимости от состояния операции выполняет если true или falce:
//
if(EE.s_CLt & 0b0000000000000001) ******;
else *******;
//
Но можно каждому биту присвоить свое имя, это улучшает понимание программы и не рисвоать, что нарисовано выше например писать просто так:
//
if(EE.FLED1) ******;
else *******;
//
Где EE.FLED1 мы дали имя биту 0 переменной EE.s_CLt, как это сделать? В нашу структуру надо внедрить объединение. Структуры и объединения можно как угодно комбинировать для всевозможного описания данных в памяти для удобной последующей обработки. В нашем варианте это будет выглядеть так:
//
struct
{
//-
union
{
int16_t s_CLt; // данные в формате 16 байт со знаком
struct
{
unsigned FLED1 :1;// название бита 0
unsigned FLED2 :1;// название бита 1
unsigned FLED3 :1;// название бита 2
//*****
};
};
uint8_t s_SEc; // данные в формате 8 байт без знака (только положит значение)
unsigned Accident :2; // данные в формате 2 байта без знака (только положит значение)
unsigned Freezing :1; // данные в формате 1 байта
}EE; //
//
Переменную s_CLt мы помещаем, в обеднение в котором находиться эта переменная и новая внутренняя структура. Название ни объединению, ни структуре мы не даем. В этом варианте мы сможет обращаясь, например, к EE.FLED1 контролируя или изменяя состояние бита 0 переменной EE.s_CLt.
Как это выглядит визуально.
Еще раз к пониманию структур, это возможность “объяснения” компилятору, что данные надо расположить в памяти последовательно. А к пониманию объединений, что данные одни и те же могут иметь разное название. Надеюсь я смог “на пальцах” объяснить эти гибкие особенности Си.
И для окончания, например, мне необходимо обработать эти 4 байка как одно 32 битное слово, как это сделать? Это сделать просто если нашу структур поместить в объединение и добавит в ней нашу 32 битную переменную:
union
{
struct
{
//-
union
{
int16_t s_CLt; // данные в формате 16 байт со знаком
struct
{
unsigned FLED1 :1;// название бита 0
unsigned FLED2 :1;// название бита 1
unsigned FLED3 :1;// название бита 2
//*****
};
};
uint8_t s_SEc; // данные в формате 8 байт без знака (только положит значение)
unsigned Accident :2; // данные в формате 2 байта без знака (только положит значение)
unsigned Freezing :1; // данные в формате 1 байта
};
uint16_t s_32bit; // в ней все наши биты
}EE; //
Теперь при необходимости можно обратиться к переменной EE.s_32bit и получить все данные или изменить одной операцией.
Визуально это можно представить так:
Файлы для загрузки
Просто о структурах и объединениях в Си 343.32 KB 165 downloads
Проект с примером организации данных ...Это может быть интересно
Акриловый корпус для платы ch-4000Views: 861 Плата ch-4000 подходит для монтажа в корпуса на дин рейку, но для домашней автоматики необходимо что-то другое, поэтому был разработан корпус из акрила который позволит создавать настольные и настенные устройства. Корпус …
Дисплей KD035C-3A подключение и управлениеViews: 842 Дисплей KD035C-3A производиться компанией SHENZHEN STARTEK ELECTRONIC TECHNOLOGY CO.,LTD Характеристики Параметр Спецификация Единицы измерения Размер дисплея 70.08(H)*52.56(V) (3.5inch) mm Тип дисплея TFT active matrix Цветовая гамма 65K/262K colors Разрешение …
Проект с использованием MCC часть 01Views: 2690 Для изучения MCC я выбрал простой контроллер PIC16F1509. Выбор его был обусловлен богатой новой периферией которую можно изучить. Для начала была собрана схема на макетной плате Внешний вид …
Проект с использованием MCC часть 04Views: 1312 Теперь простого горения светиков нам не достаточно, заставим их мигать. Для начала используем первобытно простой способ, но достаточно простой. Используем функции delay, напрягаться откуда они берутся не будем, самое …
DIXELL XWEB500D-EVO + RUT900 или как пробить NAT-серверViews: 1162 Когда необходимо под какой нибудь контроллер имеющий вэб сервер в инет, то нужен статический IP, что оказалось проблемой при работе с операторами сотовых сетей, конкретно с оператором сети …
Проект с использованием MCC часть 15Views: 1725 EUSART – Универсальный асинхронный приёмопередатчик (УАПП, англ. Universal Asynchronous Receiver-Transmitter, UART) — узел вычислительных устройств, предназначенный для организации связи с другими цифровыми устройствами. … читать на вики. Внесем изменения в нашу схему, …
USB K-L-line адаптерViews: 4756 USB K-L-line адаптер предназначен для связи персонального компьютера с диагностической шиной автомобиля – интерфейс ISO-9141. Этот проект предназначен для сборки недорого устройства с использованием специально для этой цели …
Датчик контроля протечки воды ch-c0020Views: 2082 Как здорово летом под теплым дождем с тобою вдвоем оказаться. Как классно по лужам бежать босиком, с тобою играть и смеяться! Но совсем грустно оказаться под таким дождем, который течет с …
Kitchen timer with contactless gesture controlViews: 786 Кухонний таймер з безконтактним керуванням жестами дозволяє встановити необхідний період часу для приготування страв, не торкаючись пристрою. Дуже зручно під час приготування їжі, коли руки забрудниться. Усі …
Мультимедийная сеть – AVC-LAN TOYOTAViews: 5911 AVC LAN – протокол обмена данными мультимедийных систем автомобиля. Кодирование данных. При кодировании различаться три типа данных : преамбула – её назначение, это сообщение устройствам на шине, что начинается передача данных. …


