
Views: 1616
Для некоторых приложений очень удобно и экономически выгодно, для настройки и управления использовать энкодер. Такие энкодеры имеют строенную тактовую кнопку которую можно применить для выбора режимов работы устройства. В настоящей статье пойдет речь об энкодерах формирующих код “Грея”. Их формируемая последовательность несколько отличается от классической.
Принцип обработки данных с такого энкодера прост. Вся работа происходит по прерываниях формируемых с портов микроконтроллера к которому он подключен. Мы должны иметь данные с текущего прерывания и с предыдущего. Обрабатывать данные когда состояния контактов R и L при этом вращение в “право” (условно) когда предыдущие флаги имеют высокий уровень, вращение “влево” когда предыдущее прерывание в право низкий, а влево высокий.
Подключение энкодера:
Подключение выполним к портам которые имеют свойства формировать прерывание по изменению состояния. Их можно выбрать из таблицы описания ног микроконтроллера. Для PIC16F1509 выглядит так:
В колонке Interrupt где стоит символ IOC напротив вывода можно использовать для работы с энкодером, дополнительно необходимо обратить внимание на колонку Pull-up. На понадобятся включение подтягивающих резисторов, для формирования на входах высокого уровня сигнала, когда контакты энкодера находятся в неактивном состоянии.
Создадим проект с использованием MPLAB® Code Configurator.
Работу начнем стандартно после окончания работы мастера мы должны получить пустой проект:
Запустим MPLAB® Code Configurator:
Нас интересуют конфигурация выводов, выберем
В менеджере пинов отметим порты RD4/RB5/RB6 что будем использовать как входы:
В окне Модуль пинов настроим свойства, обратите внимание на включение подтягивающих резисторов WPU, а также тип прерывания, новые микроконтроллеры позволяют выбирать положительное или отрицательное событие или любое, но старые серии различают просто прерывание по входу и тип необходимо определять дополнительно. Но с целью универсальности применим тип “любой”, чтобы проект можно было использовать на любом микроконтроллере.
Выполним генерацию:
Наш проект получит следующие файлы:
Откроем файл pin_manager.c МСС выполнил полностью настройку портов и прерываний
/** IOCx registers */ // interrupt on change for group IOCBF - flag IOCBFbits.IOCBF4 = 0; IOCBFbits.IOCBF5 = 0; IOCBFbits.IOCBF6 = 0; // interrupt on change for group IOCBN - negative IOCBNbits.IOCBN4 = 1; IOCBNbits.IOCBN5 = 1; IOCBNbits.IOCBN6 = 1; // interrupt on change for group IOCBP - positive IOCBPbits.IOCBP4 = 1; IOCBPbits.IOCBP5 = 1; IOCBPbits.IOCBP6 = 1; // register default IOC callback functions at runtime; use these methods to register a custom function IOCBF4_SetInterruptHandler(IOCBF4_DefaultInterruptHandler); IOCBF5_SetInterruptHandler(IOCBF5_DefaultInterruptHandler); IOCBF6_SetInterruptHandler(IOCBF6_DefaultInterruptHandler); // Enable IOCI interrupt INTCONbits.IOCIE = 1;
Он так-же предлагает обработку этих прерываний, по каждому выводу отдельно, но у нас эти функции использовать нет необходимости. Саму обработку прерываний мы можем как обычно видеть в файле interrupt_manager.c
void interrupt INTERRUPT_InterruptManager (void) { // interrupt handler if(INTCONbits.IOCIE == 1 && INTCONbits.IOCIF == 1) { PIN_MANAGER_IOC(); } else { //Unhandled Interrupt } }
Для удобства опишем порты подключения энкодера в файле pin_manager.c:
#include "../mcc_generated_files/mcc.h" // значение тактовой //#define FCY _XTAL_FREQ/2 // для макросов задержки //------------------------------------------------------------------------------ // для функции энкодера bool DIRLp, DIRRp, FMINUS, FPLUS, FBUTTON, FBUTTON1; // флаги направления вращения /*таймер определения двойного нажатия кнопки энкодкра*/ int timeeREPEAT; // таймер повторного нажатия int click_counter; // счетчик нажатий кнопки /*описание выводов энкодера*/ #define DIRR PORTBbits.RB5 // #define DIRL PORTBbits.RB6 // #define BUTTON PORTBbits.RB4 // #define CONBUT 50 //константа задержки последовательности нажатия кнопки //------------------------------------------------------------------------------
Для обработки энкодера изменим функцию PIN_MANAGER_IOC, добавим строки:
//------------------------------------------------------------------------------ bool SDIRR, SDIRL, SENB; // описание флагов __delay_us(200); SDIRR=DIRR; // сосчитать положение энкодера SDIRL=DIRL; // для вращения сравниваем настоящее состотояние с предыдущим // (код Грея) if(!SDIRR && !SDIRL && DIRRp && DIRLp) { FPLUS=1; // признак вращения вправо } else if(!SDIRR && !SDIRL && !DIRRp && DIRLp) { FMINUS=1; // признак вращения влево } else if(!BUTTON)// обработка нажатия кнопки { __delay_ms(10); // подавление дребезга SENB=BUTTON; if(!BUTTON && !timeeREPEAT) { FBUTTON1=1; // признак нажатия кнопки энкодера timeeREPEAT=CONBUT; // инициализация таймера click_counter=0;// } else if(!SENB && timeeREPEAT) { click_counter++; // подсчитываем количество нажатий timeeREPEAT=CONBUT; // инициализация таймера } } DIRRp=SDIRR; // запомнить предыдущее состояние DIRLp=SDIRL; // Clear the flag INTCONbits.IOCIF=0;
При возникновении прерываний, запомним состояние входов (__delay_us(200); необходим для предварительного фильтрации звона механики). Далее выполняем логическую определения направления вращения энкодера:
if(!SDIRR && !SDIRL && DIRRp && DIRLp) { FPLUS=1; // признак вращения вправо } else if(!SDIRR && !SDIRL && !DIRRp && DIRLp) { FMINUS=1; // признак вращения влево }
Для энкодера с “обычным” кодированием, вариант определения направления:
// для вращения сравниваем настоящее состотояние с предыдущим // if(!SDIRR && !SDIRL && DIRRp && DIRLp) // (код Грея) if(SDIRR && SDIRL && !DIRRp && DIRLp) // (обычный режим) { FPLUS=1; // признак вращения вправо } // else if(!SDIRR && !SDIRL && !DIRRp && DIRLp) // (код Грея) else if(!SDIRR && !SDIRL && !DIRRp && DIRLp) // (обычный режим) { FMINUS=1; // признак вращения влево }
По окончанию прерываний необходимо запомнить текущее состояние флагов:
DIRRp=SDIRR; // запомнить предыдущее состояние DIRLp=SDIRL;
На этом было бы все если бы все ограничивалось энкодерами без тактовой кнопки. Для управления тактовой кнопкой добавим не только функцию контроля нажатия кнопки, но и счетчик нажатий, это может быть удобно для организации много уровненных функций. Для контроля обработки нажатий кнопки нам потребуется ввести дополнительную задержку в 10 мС для подавления дребезга. Для подсчета нажатий необходимо будет воспользоваться таймером, для определения времени в котором определяется функция нажатия кнопки.
Логика работы проста, нажимается кнопка, инициализация таймера, пока идет отсчет времени, если следующее нажатие происходит до окончания работы таймера, то выполняется подсчет нажатий, если таймер “отработал” формируется флаг нажатия кнопки и пользователь может определить количество выполненных нажатий.
Перейдем в МСС. Для настройки функций таймера надо определиться с системным генератором (что мы не сделали в начале):
Выберем внутренний генератор, тактовая 16 мГц. Настроим таймер 0 для формирования временных интервалов:
Настроим таймер на период 10 мС, для этого выберем делитель 1:256, синхронизацию от системного генератора FOSC/4, зададим в окне периода таймера 10 mc, реально получим 9.984 mc. Установим опцию активировать прерывание от таймера. Выполним генерацию кода:
В функцию INTERRUPT_InterruptManager (файл interrupt_manager.c) будет добавлен блок для таймера:
void interrupt INTERRUPT_InterruptManager (void) { // interrupt handler if(INTCONbits.TMR0IE == 1 && INTCONbits.TMR0IF == 1) { TMR0_ISR(); } else if(INTCONbits.IOCIE == 1 && INTCONbits.IOCIF == 1) { PIN_MANAGER_IOC(); } else { //Unhandled Interrupt } }
В функцию TMR0_ISR(); добавим обработку нашего таймера:
void TMR0_ISR(void) { // Clear the TMR0 interrupt flag INTCONbits.TMR0IF = 0; TMR0 = timer0ReloadVal; if(TMR0_InterruptHandler) { TMR0_InterruptHandler(); } // add your TMR0 interrupt custom code //-------------------------------------------------------------------------- if(timeeREPEAT)timeeREPEAT--; // обработка таймера else if(FBUTTON1) { FBUTTON1=0; FBUTTON=1; // установить флаг нажатие кнопки } //-------------------------------------------------------------------------- }
Не забудьте, что-бы переменные из файла pin_manager.c были доступны в файле tmr0.c их надо описать как внешние. В файле pin_manager.h добавьте строки:
#include "stdbool.h" // для определения булевых функций //------------------------------------------------------------------------------ // для функции энкодера extern bool FMINUS, FPLUS, FBUTTON, FBUTTON1; // флаги направления вращения /*таймер определения двойного нажатия кнопки энкодкра*/ extern int timeeREPEAT; // таймер повторного нажатия extern int click_counter; // счетчик нажатий кнопки //------------------------------------------------------------------------------
И подключите его к файлу tmr0.c добавив в заголовок:
#include "pin_manager.h"
Имея в своём распоряжении флаги вращение в право FPLUS, вращение влево FMINUS. нажатие кнопки FBUTTON, а также счетчик нажатий click_counter, можно строить разнообразные системы управления на энкодере.
Пример функции получения данных с энкодера может такой:
//------------------------------------------------------------------------------ void Encoder (void) // обработка параметра энкодером { // контроль вращения энкодера if(FPLUS) { FPLUS=0; // сбросить флаг if(value<30000) value++; // увеличить параметр } else if(FMINUS) { FMINUS=0; //сбросить флаг if(value>-30000)value--; // уменьшить параметр } else if(FBUTTON) // функции кнопки { if(!click_counter) // для 1 клика { value=0; // установить парметрв ноль } else if(click_counter==1) // для двойного клика { value=10; //................. } else if(click_counter==2) // для тройного { value=10; } // else if(click_counter==3) // 4 клика // { // // } // else if(click_counter==4) value=40; // else if(click_counter==5) value=50; FBUTTON=0; } } //------------------------------------------------------------------------------
Проект для тестирования

MPLAB® Code Configurator and Encoder 317.13 KB 115 downloads
Пример создания кода для управления функциями...Это может быть интересно
Контроллер управления светодиодным освещением с дистанционным управлением
Views: 2051 Все активнее светодиоды входят в нашу жизнь. Всё эффективнее становится светодиодное освещение. Всё ниже опускаются цены. Всё больше появляется возможностей получения сочных цветов, простоты в управлении. Всё чаще …USB K-L-line адаптер
Views: 4730 USB K-L-line адаптер предназначен для связи персонального компьютера с диагностической шиной автомобиля – интерфейс ISO-9141. Этот проект предназначен для сборки недорого устройства с использованием специально для этой цели …MCC PIC24 – модуль OUTPUT COMPARE – в режиме генератора звуковых сигналов
Views: 798 При проектировании простых устройств автоматики, часто необходимо иметь механизм звукового оповещения. Самый верхний уровень, это формирование голосовых сообщений, но об этом, как то по позже… В самом примитивном …Защита датчиков температуры DS18B20 от статического электричества
Views: 1955 Статья перепечатана с сайта http://svetomuzyka.narod.ru При удалении датчика на большие расстояния возникает опасность наведения импульсов высокого напряжения на кабель, который соединяет датчик с контролером. Если не принимать меры защиты, …Стабилизатор тока для светодиодов SN3350
Views: 2742 SN3350 ближайший аналог ZXLD1350 Как собрать готовый вариант, читайте во второй части – http://catcatcat.d-lan.dp.ua/stabilizator-toka-na-sn3350-chast-2/ 40V драйвер светодиодов с внутренним ключом SN3350 – импульсный понижающий преобразователь, разработанный для того, чтобы эффективно управлять одним или …Дифференциальный терморегулятор
Views: 4111 Дифференциальный терморегулятор ch-3020 Назначение. Ch-c3020 представляет собой дифференциальный терморегулятор. Основное назначение солнечные системы горячего водоснабжения, а также вентиляционные системы управление притоком свежего воздуха. Контроллер позволяет работать пяти режимах. …Дисплей KD035C-3A подключение и управление
Views: 820 Дисплей KD035C-3A производиться компанией SHENZHEN STARTEK ELECTRONIC TECHNOLOGY CO.,LTD Характеристики Параметр Спецификация Единицы измерения Размер дисплея 70.08(H)*52.56(V) (3.5inch) mm Тип дисплея TFT active matrix Цветовая гамма 65K/262K colors Разрешение …Гаджеты для домашней автоматики – Датчик приближения
Views: 2152 Управление светодиодным освещением – Датчик приближения. Данный гаджет предназначен для управления внутренним освещением мебели. Датчик позволяет определить закрытие или открытие дверцы или ящика и при этом включать или …Altium Designer my Libraries, Project templates, System settings by Catcatcat V23.09
Views: 600 September 2023 component base update. Release updates V. – 23_09 added new components. Changed the structure of the database. Configuration file name – DXPPreferences1.DXPPrf. Added project CLUBBEST_50_Light. …LED модуль P10 (1R) V706A
Views: 7903 Это еще одно чудо от китайского брата. Это монохромные матрицы, называются они P10 (1R) V706A, ну типа R-красные, но не верьте паяют светики и зеленые и синие, в общем …