svetomuzyka-delta-01-s

Светомузыка – что это такое?

Определение:

Светомузыка  (жаргонное: цветомузыка)  — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такое явление в неврологии получило название – синестезии. Еще одно определения этого явления – цветной слух, хотя светомузыка как вид искусства не акцентирует только на цветосочетании.

Светомузыка как устройство, предназначено для светового сопровождения музыки, она позволила по-новому взглянуть и воспринимать музыку. Она (как устройство ) на настоящий момент, стала неотъемлемой составляющей во многих музыкальных проектах.

Светомузыка как искусство, представляет собой производную от музыки и является её неотъемлемой частью. Её назначение раскрытие сущности музыки средствами световых образов.

Основной целью светомузыки как искусства – это изучения способности человека испытывать ощущения, навязываемые световыми образами от сопровождения музыки. А также, поиск форм, принципов, алгоритмов и подходов, предназначенных для понимания создания устройств назначением которых является:

  1. Создание светомузыкальных инструментов – для композитора-светохудожника-светомузыканта, в создании светового шоу, предназначенных для сопровождения музыкального произведения.
  2. Понимания для конструкторов принципов построения автоматических светомузыкальных устройств, позволяющих самостоятельно в реальном времени синтезировать световое шоу для сопровождения музыки.

Классическая светомузыка – или тупиковое направление.

Музыка, как всем известно, относится к понятию искусства, назовём её как средство воздействия на психику человека через слух. И это средство обладает сильнейшим эффектом, она может заставить радоваться, огорчаться, любить, мучиться, улыбаться, злиться – может вызвать любые эмоции… Воздействие звуков на психику давно замечено человеком, что дало огромное развитие такому понятию как музыка.

Но еще большее количество информации человек получает через глаза и это не замедлило возродиться всевозможным искусствам связанным со зрительным восприятием, искусства направленные на формирование понятия прекрасного и красивого, искусства образов и впечатлений, которые воздействую на естественные желание человека.

И логическим продолжением развития этих направление, стало их объединение, слияние, симбиоз. Т.е. например, создавая фильм, просто абсурдно его представить без музыки, которая создаёт саму эмоциональную картину фильма, которая может и незаметно для зрителя, но проникает вместе с образами в его сознание и формирует эмоции и настроение.

Уже можно говорить, что уже в прошлом тысячелетии композиторы (Александр Скрябин, Prometheus: The Poem of Fire, Op. 60) создавая свои произведения видели их в синестезии со светом и цветом, но технологии далекого прошлого не позволяли воплотить в полностью в жизнь их мечты. С развитием электроники, а особенно с появлением транзисторов, идея светомузыки приобрела реальные черты и особый статус рядом с музыкой, светомузыка становиться одной из составных частей музыкальных шоу. В 60-80 годах прошлого столетия, наблюдалось особенная активность в этой области, было много теоритических разработок и множество решений. Развитие светомузыки двигалось в двух направления:

  1. Это автоматические синтезаторы (АСМУ) которые должны были по заданным алгоритмам преобразовывать музыку в свет, без участия человека.
  2. И ручные устройства, типа клавишных светомузыкальных инструментов, где роль светосинтезатора ложилось на самого человека.

Второе направление, предусматривало человека как основное устройство – мозг синтезатора и оно дало свои плоды в развитие всевозможных направление в шоу-бизнесе. Появилось такое понятие как Лайтжей, т.е. свето инженер отвечающий за световое шоу, за программирование световых последовательностей и синхронизацию с музыкальным произведением. Т.е. это оказался самый простой и легкий путь в светомузыке.

Первое направление АСМУ, начало спотыкаться и даже на каком-то этапе пришло в упадок, хотя в период 70-80 годов успех этих устройств был потрясающий. Дело в том, что много таких сторон в жизни человека, которые он бы хотел бы сделать прекрасным, к этому и относилось стремление красить музыку, видеть музыку красивой. Держать у себя, например, в квартире Инженера по световым шоу, всё-таки как-то было абсурдным. Для дома, кафе, клубов, баров… требовались автоматические устройства. Но возник парадокс, если приобретали АСМУ, то первое время это устройство вас потрясало, через некоторое время просто радовало, потом было нормально, а далее вообще стало раздражать. Возникло такое понятие как Эффект утомляемости.  В чем же проблема? Проблема была в том, что электронная техника на то время, еще не достигла того уровня который необходим для обработки звука. И вторая главная проблема, что один раз предложенная концепция самого алгоритма преобразования музыки в свет была тупиковой, она не отвечала требования восприятия, а строилось на технических возможностей того времени.

Вы спросите как-же так? А вот так.

Музыка сложное понятие – но даже люди которые считают, что им по ушам в детстве топтались медведи, слушая любое музыкальное произведение, четко могут определить когда фальшивит какой-то инструмент. И эта фальшь моментально вызывает массу отрицательных эмоций. А через глаза человек получает значительно больший поток информации и когда вы получаете блымалку которая блымает сама по себе, а музыка из-за этого звучит не в папа, то в первый момент психика еще борется, пытается связать световые ощущения с музыкой и очень радуется, когда это получается, после определённого периода, она просто устает, просто мозг человека уже запоминает весь алгоритм примитивного алгоритма и человек уже не видит ничего нового, он просто видит одно и тоже блыманье и это начинает действовать отрицательно и даже раздражать. Для человека новая музыка, всегда рождает новые восприятия и ощущение, а светомузыка построенная на общепринятых понятиях не дает этого, из-за чего и появляется раздражение и негативное отношение к АСМУ.

Первые электронные АСМУ настолько примитивны и просты, они позволяют удовлетворить только первую потребность, это вызвать эффект эйфории от первого беглого взгляда на световое шоу. На такие устройства нельзя долго смотреть, иначе человеческая память запоминая простой алгоритм, и начинает негативно воздействовать на психику, а психика требовать нового, а нового такое АСМУ дать неспособно, вот он и парадокс, вместо удовлетворения получаем раздражение. Весь успех и фокус самой музыки, в том, что она постоянно человеку дает что-то новое в своих ощущениях!!! И светосинтезатор должен быть так устроен, чтобы для новой музыки давать новое световое шоу, даже в тех технических и финансовых условиях в которых приходиться замыкать свет и ограничивать свою фантазию инженеру конструктору светомузыки.

Разберем главный недостаток. Человек скажем так “не слушает музыку скопом”, он очень ясно определяет, каждый звук, каждый полутон, он для себя строит в своих ощущениях МЕЛОДИЮ и на интуитивном уровне определяет РИТМ и слышит, и представляет РИСУНОК музыки. Т.е. представьте фортепиано, человеческие пальцы извлекают звуки – это для нас есть музыка. А теперь посадим за фортепиано слона, и заставим его своими пальчиками, нам чего-то сыграть. Так вот этот слон и есть та светомузыка, построенная на принципе частотного разделения каналов которые для себя инженеры конструкторы определили, типа – красный цвет – это диапазон 100-1000 Гц, зеленый – диапазон 1000-2000 Гц синий — усё остальное. Три канала мало, стали делать больше (но не достаточно), стали добавлять автомат эффектов, тоже нет связи с музыкой. Т.е. решалось море задач, но все они были направлены на улучшение именно предложенной технологии и никто не попытался (мне так кажется) предложить иное решение вопроса. Главный недостаток это отсутствие видимой связи между синтезируемым световым шоу и самой музыкой.

Свет, цвет светового представления, которое должно быть синтезировано АМСУ должно иметь реальную связь с музыкой, как? – это уже именно сама суть светомузыки, но она должна украшать мелодию, она должна делать музыку красивой.

Общественное мнение.

Мнение общественности складывается из того что она может увидеть. И мнение это складывается в основном из того что он мог мельком увидеть. Отсюда тем кто стоял рядом с современной светомузыкой, а особенно у многих старшего возраста, что это быламка и не более. Но для молодежи в большинстве имеет совершенно противоположное мнение, до того момента пока не сталкивается с длительным контактом. Многие кто сам сделал или приобрел готовый проект, через определенное время теряет к светомузыке как к чему-то прекрасному интерес.

Проблема стереотипов.

Часто мы видим светомузыку как отдельностью коробку и к ней 4 прожектора. В последнее время это подсветка штор или декоративная подсветка помещения, которая должна “блымать” типа  – в месте с музыкой. Это как минимум не приемлемо и у малой части зрителей вызывает симпатии. А к тех кто это чудо приобрел, естественно через определенный промежуток времени интерес угасает. Да ритм составляет неотъемлемую часть мелодии, но не всю. И по этому человек не воспринимает просто “блыманье”.  Музыка должна отображаться в свете еще как минимум двух параметрах РИСУНКЕ И МЕЛОДИИ – РИСУНОК должен отображать ритмическую часть произведения и рисовать образы для восприятия, а МЕЛОДИЯ её мелодическую составляющую – это фон плавное изменение света.

В вариантах светомузык с  прожекторами и в варианте подсветки штор – этого нет.

Принцип симметрии.

Если светомузыка должна формировать образы, то они должны быть красивыми, а для человека есть красота – это симметрия

P.S. Но я уверен, что как и вечная музыка, так и в свете который может быть синтезирован из музыкального произведения есть та изюминка, что будет делать музыку воистину красивой. Я за красивую музыку.

продолжение возможно…

 


С чего же начать решать проблему?

Читайте продолжение в цикле статей ch-светомузыка.

Дополнительно читайте Из истории развития классической светомузыки.



Это может быть интересно


  • Проект с использованием MCC часть 11Проект с использованием MCC часть 11
    Можно несколько облагородить программу вынести наши процедуры обработки нажатия кнопок в отдельные функции. Но вы должны понимать, что это хоть и не значительно, но будет тормозить общую скорость работы проекта, …
  • Проект с использованием MCC часть 01Проект с использованием MCC часть 01
    Для изучения MCC я выбрал простой контроллер PIC16F1509. Выбор его был обусловлен богатой новой периферией которую можно изучить. Для начала была собрана схема на макетной плате Внешний вид собранной схемы …
  • LM317 и светодиодыLM317 и светодиоды
    LM317 и светодиоды статья с переработанная с сайта http://invent-systems.narod.ru/LM317.htm Долговечность светодиодов определяется качеством изготовления кристалла, а для белых светодиодов еще и качеством люминофора. В процессе эксплуатации скорость деградации кристалла зависит от …
  • Мультизоновый индикатор-терморегулятор ch-c3010Мультизоновый индикатор-терморегулятор ch-c3010
    Часто возникает необходимость получить информацию по температуре с множества точек контроля. Вам необходимо знать температуру в комнате, в коридоре,  температуру на улице, а в погребе (или на балконе) не только …
  • HVLD модуль на примере PIC24FJ128GA204HVLD модуль на примере PIC24FJ128GA204
    HVLD модуль представляет собой простое устройство, для контроля напряжения питания микроконтроллера или внешнего напряжения (через делитель). Его задача при “выходе” напряжения за заданные пределы сформировать сообщение микроконтроллеру, что необходимо выполнить …
  • Датчик контроля протечки воды ch-c0020Датчик контроля протечки воды ch-c0020
    Как здорово летом под теплым дождем с тобою вдвоем оказаться. Как классно по лужам бежать босиком, с тобою играть и смеяться! Но совсем грустно оказаться под таким дождем, который течет с потолка…  И …
  • Мониторинг температурыМониторинг температуры
    Настоящий проект создан как обучающий с применением библиотек ds18b20 и LCDHD44780 и компилятора Microchip MPLAB XC8 C Compiler V1.12. Если необходимо иметь информацию по состоянию температуры в помещении или в здании, с количеством до 6 точек (16), то вы сможете …
  • ch-светомузыка от теории до реализацииch-светомузыка от теории до реализации
    Сразу оговоримся технология или теория ch-светомузыки, это постоянно развивающийся процесс и то что будет сказано сегодня завтра может быть опровергнуто и считаться ошибочным. Назовем само решение проблемы автоматического преобразования или …
  • MCC PIC24 – модуль OUTPUT COMPARE – в режиме генератора звуковых сигналовMCC PIC24 – модуль OUTPUT COMPARE – в режиме генератора звуковых сигналов
    При проектировании простых устройств автоматики, часто необходимо иметь механизм звукового оповещения. Самый верхний уровень, это формирование голосовых сообщений, но об этом, как то по позже… В самом примитивном варианте можно …
  • УКВ – радиоприем, часть 1УКВ – радиоприем, часть 1
    Музыкальная тема к статье, слушаем: Первый мой радиоприемник, выглядел так. Использовал исключительно в школе на уроках, держась за одно ухо и преданно смотря на училку и сладко улыбаясь. Проблема была …



Share →
Translate »

Copyright © Catcatcat electronics 2013-2019. Все права защищены.
Копирование разрешается только с указанием активной ссылки на правообладателя.

e-mail: catcatcat.electronics@gmail.com