svetomuzyka-delta-01-s

Светомузыка – что это такое?

Определение:

Светомузыка  (жаргонное: цветомузыка)  — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такое явление в неврологии получило название – синестезии. Еще одно определения этого явления – цветной слух, хотя светомузыка как вид искусства не акцентирует только на цветосочетании.

Светомузыка как устройство, предназначено для светового сопровождения музыки, она позволила по-новому взглянуть и воспринимать музыку. Она (как устройство ) на настоящий момент, стала неотъемлемой составляющей во многих музыкальных проектах.

Светомузыка как искусство, представляет собой производную от музыки и является её неотъемлемой частью. Её назначение раскрытие сущности музыки средствами световых образов.

Основной целью светомузыки как искусства – это изучения способности человека испытывать ощущения, навязываемые световыми образами от сопровождения музыки. А также, поиск форм, принципов, алгоритмов и подходов, предназначенных для понимания создания устройств назначением которых является:

  1. Создание светомузыкальных инструментов – для композитора-светохудожника-светомузыканта, в создании светового шоу, предназначенных для сопровождения музыкального произведения.
  2. Понимания для конструкторов принципов построения автоматических светомузыкальных устройств, позволяющих самостоятельно в реальном времени синтезировать световое шоу для сопровождения музыки.

Классическая светомузыка – или тупиковое направление.

Музыка, как всем известно, относится к понятию искусства, назовём её как средство воздействия на психику человека через слух. И это средство обладает сильнейшим эффектом, она может заставить радоваться, огорчаться, любить, мучиться, улыбаться, злиться – может вызвать любые эмоции… Воздействие звуков на психику давно замечено человеком, что дало огромное развитие такому понятию как музыка.

Но еще большее количество информации человек получает через глаза и это не замедлило возродиться всевозможным искусствам связанным со зрительным восприятием, искусства направленные на формирование понятия прекрасного и красивого, искусства образов и впечатлений, которые воздействую на естественные желание человека.

И логическим продолжением развития этих направление, стало их объединение, слияние, симбиоз. Т.е. например, создавая фильм, просто абсурдно его представить без музыки, которая создаёт саму эмоциональную картину фильма, которая может и незаметно для зрителя, но проникает вместе с образами в его сознание и формирует эмоции и настроение.

Уже можно говорить, что уже в прошлом тысячелетии композиторы (Александр Скрябин, Prometheus: The Poem of Fire, Op. 60) создавая свои произведения видели их в синестезии со светом и цветом, но технологии далекого прошлого не позволяли воплотить в полностью в жизнь их мечты. С развитием электроники, а особенно с появлением транзисторов, идея светомузыки приобрела реальные черты и особый статус рядом с музыкой, светомузыка становиться одной из составных частей музыкальных шоу. В 60-80 годах прошлого столетия, наблюдалось особенная активность в этой области, было много теоритических разработок и множество решений. Развитие светомузыки двигалось в двух направления:

  1. Это автоматические синтезаторы (АСМУ) которые должны были по заданным алгоритмам преобразовывать музыку в свет, без участия человека.
  2. И ручные устройства, типа клавишных светомузыкальных инструментов, где роль светосинтезатора ложилось на самого человека.

Второе направление, предусматривало человека как основное устройство – мозг синтезатора и оно дало свои плоды в развитие всевозможных направление в шоу-бизнесе. Появилось такое понятие как Лайтжей, т.е. свето инженер отвечающий за световое шоу, за программирование световых последовательностей и синхронизацию с музыкальным произведением. Т.е. это оказался самый простой и легкий путь в светомузыке.

Первое направление АСМУ, начало спотыкаться и даже на каком-то этапе пришло в упадок, хотя в период 70-80 годов успех этих устройств был потрясающий. Дело в том, что много таких сторон в жизни человека, которые он бы хотел бы сделать прекрасным, к этому и относилось стремление красить музыку, видеть музыку красивой. Держать у себя, например, в квартире Инженера по световым шоу, всё-таки как-то было абсурдным. Для дома, кафе, клубов, баров… требовались автоматические устройства. Но возник парадокс, если приобретали АСМУ, то первое время это устройство вас потрясало, через некоторое время просто радовало, потом было нормально, а далее вообще стало раздражать. Возникло такое понятие как Эффект утомляемости.  В чем же проблема? Проблема была в том, что электронная техника на то время, еще не достигла того уровня который необходим для обработки звука. И вторая главная проблема, что один раз предложенная концепция самого алгоритма преобразования музыки в свет была тупиковой, она не отвечала требования восприятия, а строилось на технических возможностей того времени.

Вы спросите как-же так? А вот так.

Музыка сложное понятие – но даже люди которые считают, что им по ушам в детстве топтались медведи, слушая любое музыкальное произведение, четко могут определить когда фальшивит какой-то инструмент. И эта фальшь моментально вызывает массу отрицательных эмоций. А через глаза человек получает значительно больший поток информации и когда вы получаете блымалку которая блымает сама по себе, а музыка из-за этого звучит не в папа, то в первый момент психика еще борется, пытается связать световые ощущения с музыкой и очень радуется, когда это получается, после определённого периода, она просто устает, просто мозг человека уже запоминает весь алгоритм примитивного алгоритма и человек уже не видит ничего нового, он просто видит одно и тоже блыманье и это начинает действовать отрицательно и даже раздражать. Для человека новая музыка, всегда рождает новые восприятия и ощущение, а светомузыка построенная на общепринятых понятиях не дает этого, из-за чего и появляется раздражение и негативное отношение к АСМУ.

Первые электронные АСМУ настолько примитивны и просты, они позволяют удовлетворить только первую потребность, это вызвать эффект эйфории от первого беглого взгляда на световое шоу. На такие устройства нельзя долго смотреть, иначе человеческая память запоминая простой алгоритм, и начинает негативно воздействовать на психику, а психика требовать нового, а нового такое АСМУ дать неспособно, вот он и парадокс, вместо удовлетворения получаем раздражение. Весь успех и фокус самой музыки, в том, что она постоянно человеку дает что-то новое в своих ощущениях!!! И светосинтезатор должен быть так устроен, чтобы для новой музыки давать новое световое шоу, даже в тех технических и финансовых условиях в которых приходиться замыкать свет и ограничивать свою фантазию инженеру конструктору светомузыки.

Разберем главный недостаток. Человек скажем так “не слушает музыку скопом”, он очень ясно определяет, каждый звук, каждый полутон, он для себя строит в своих ощущениях МЕЛОДИЮ и на интуитивном уровне определяет РИТМ и слышит, и представляет РИСУНОК музыки. Т.е. представьте фортепиано, человеческие пальцы извлекают звуки – это для нас есть музыка. А теперь посадим за фортепиано слона, и заставим его своими пальчиками, нам чего-то сыграть. Так вот этот слон и есть та светомузыка, построенная на принципе частотного разделения каналов которые для себя инженеры конструкторы определили, типа – красный цвет – это диапазон 100-1000 Гц, зеленый – диапазон 1000-2000 Гц синий — усё остальное. Три канала мало, стали делать больше (но не достаточно), стали добавлять автомат эффектов, тоже нет связи с музыкой. Т.е. решалось море задач, но все они были направлены на улучшение именно предложенной технологии и никто не попытался (мне так кажется) предложить иное решение вопроса. Главный недостаток это отсутствие видимой связи между синтезируемым световым шоу и самой музыкой.

Свет, цвет светового представления, которое должно быть синтезировано АМСУ должно иметь реальную связь с музыкой, как? – это уже именно сама суть светомузыки, но она должна украшать мелодию, она должна делать музыку красивой.

Общественное мнение.

Мнение общественности складывается из того что она может увидеть. И мнение это складывается в основном из того что он мог мельком увидеть. Отсюда тем кто стоял рядом с современной светомузыкой, а особенно у многих старшего возраста, что это быламка и не более. Но для молодежи в большинстве имеет совершенно противоположное мнение, до того момента пока не сталкивается с длительным контактом. Многие кто сам сделал или приобрел готовый проект, через определенное время теряет к светомузыке как к чему-то прекрасному интерес.

Проблема стереотипов.

Часто мы видим светомузыку как отдельностью коробку и к ней 4 прожектора. В последнее время это подсветка штор или декоративная подсветка помещения, которая должна “блымать” типа  – в месте с музыкой. Это как минимум не приемлемо и у малой части зрителей вызывает симпатии. А к тех кто это чудо приобрел, естественно через определенный промежуток времени интерес угасает. Да ритм составляет неотъемлемую часть мелодии, но не всю. И по этому человек не воспринимает просто “блыманье”.  Музыка должна отображаться в свете еще как минимум двух параметрах РИСУНКЕ И МЕЛОДИИ – РИСУНОК должен отображать ритмическую часть произведения и рисовать образы для восприятия, а МЕЛОДИЯ её мелодическую составляющую – это фон плавное изменение света.

В вариантах светомузык с  прожекторами и в варианте подсветки штор – этого нет.

Принцип симметрии.

Если светомузыка должна формировать образы, то они должны быть красивыми, а для человека есть красота – это симметрия

P.S. Но я уверен, что как и вечная музыка, так и в свете который может быть синтезирован из музыкального произведения есть та изюминка, что будет делать музыку воистину красивой. Я за красивую музыку.

продолжение возможно…

 


С чего же начать решать проблему?

Читайте продолжение в цикле статей ch-светомузыка.

Дополнительно читайте Из истории развития классической светомузыки.



Это может быть интересно


  • Проект с использованием MCC часть 04Проект с использованием MCC часть 04
    Теперь простого горения светиков нам не достаточно, заставим их мигать. Для начала используем первобытно простой способ, но достаточно простой. Используем функции delay, напрягаться откуда они берутся не будем, самое главное , …
  • Проект с использованием MCC часть 09Проект с использованием MCC часть 09
      Эта часть будет посвящена созданию практического проекта управления освещение. Тех задание: Два выхода управления ШИМ – светодиодным освещением. Две кнопки управления, каждая кнопка управляет, своим каналом, логика самая простая, нажимаем …
  • HVLD модуль на примере PIC24FJ128GA204HVLD модуль на примере PIC24FJ128GA204
    HVLD модуль представляет собой простое устройство, для контроля напряжения питания микроконтроллера или внешнего напряжения (через делитель). Его задача при “выходе” напряжения за заданные пределы сформировать сообщение микроконтроллеру, что необходимо выполнить …
  • Дисплей KD035C-3A подключение и управлениеДисплей KD035C-3A подключение и управление
    Дисплей KD035C-3A производиться компанией SHENZHEN STARTEK ELECTRONIC TECHNOLOGY CO.,LTD его характеристики Параметр Спецификация Единицы измерения Размер дисплея 70.08(H)*52.56(V) (3.5inch) mm Тип дисплея TFT active matrix Цветовая гамма 65K/262K colors Разрешение 320(RGB)*240 dots …
  • ESP32-первое знакомствоESP32-первое знакомство
    Музыкальная тема к статье, слушаем: Настало время познакомиться c ESP32 и для меня, для этого я приобрел в ГАММЕ отладочную плату с модулем ESP-WROOM-32 (ESP32-DevKitC). Первая задача, как он подключается, …
  • Проект с использованием MCC часть 16Проект с использованием MCC часть 16
    Продолжим изучение EUSART. На этом этапе отработает передачи данных с ПК и получения эха. Для этого в основной цикл программы добавим код [crayon-5e8919c9b6f8f040024140/] Суть его проста постоянно в главном цикле …
  • NeoPixel LED и PIC18NeoPixel LED и PIC18
      Еще раз об управлении светодиодами на драйвере WS2812 и ему подобных. Как известно эти светики управляются по однопроводной шине. Основная особенность, что программно можно описать передачу данных, но это …
  • Одноканальный емкостной сенсор – AT42QT1012Одноканальный емкостной сенсор – AT42QT1012
    Описание сенсора  Незаконченный проект, так-как сенсор не оправдал своего назначения, не рекомендую, просто выброшенные деньги. Особенности. • Количество сенсоров – один, режим переключения ( touch-on/touch-off ), а также программируемая автоматическая задержка выключения …
  • ESP8266  процедура получение данных даты и времени от серверов точного времени.ESP8266 процедура получение данных даты и времени от серверов точного времени.
    Эта функция доступна уже в версии 1.6.1. Для многих приложений, необходимо часы реального времени,  если в вашем проекте есть модуль WiFI ESP8266, то легко можно сделать следующим образом. Процедура описывает …
  • Просто о структурах и объединениях в СиПросто о структурах и объединениях в Си
    Какие задачи нам позволяют решать структуры и объединения? Для разработчика встроенных систем эффективность и компактность кода всегда на первом месте. Если программировании на Ассемблере ты сам определяешь как и где …



Share →
Translate »

Copyright © Catcatcat electronics 2013-2020. Все права защищены.
Копирование разрешается только с указанием активной ссылки на правообладателя.

e-mail: catcatcat.electronics@gmail.com