Проблемы классической светомузыки

Просмотров: 1791


svetomuzyka-delta-01-s

Светомузыка – что это такое?

Определение:

Светомузыка  (жаргонное: цветомузыка)  — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями. Такое явление в неврологии получило название – синестезии. Еще одно определения этого явления – цветной слух, хотя светомузыка как вид искусства не акцентирует только на цветосочетании.

Светомузыка как устройство, предназначено для светового сопровождения музыки, она позволила по-новому взглянуть и воспринимать музыку. Она (как устройство ) на настоящий момент, стала неотъемлемой составляющей во многих музыкальных проектах.

Светомузыка как искусство, представляет собой производную от музыки и является её неотъемлемой частью. Её назначение раскрытие сущности музыки средствами световых образов.

Основной целью светомузыки как искусства – это изучения способности человека испытывать ощущения, навязываемые световыми образами от сопровождения музыки. А также, поиск форм, принципов, алгоритмов и подходов, предназначенных для понимания создания устройств назначением которых является:

  1. Создание светомузыкальных инструментов – для композитора-светохудожника-светомузыканта, в создании светового шоу, предназначенных для сопровождения музыкального произведения.
  2. Понимания для конструкторов принципов построения автоматических светомузыкальных устройств, позволяющих самостоятельно в реальном времени синтезировать световое шоу для сопровождения музыки.

Классическая светомузыка – или тупиковое направление.

Музыка, как всем известно, относится к понятию искусства, назовём её как средство воздействия на психику человека через слух. И это средство обладает сильнейшим эффектом, она может заставить радоваться, огорчаться, любить, мучиться, улыбаться, злиться – может вызвать любые эмоции… Воздействие звуков на психику давно замечено человеком, что дало огромное развитие такому понятию как музыка.

Но еще большее количество информации человек получает через глаза и это не замедлило возродиться всевозможным искусствам связанным со зрительным восприятием, искусства направленные на формирование понятия прекрасного и красивого, искусства образов и впечатлений, которые воздействую на естественные желание человека.

И логическим продолжением развития этих направление, стало их объединение, слияние, симбиоз. Т.е. например, создавая фильм, просто абсурдно его представить без музыки, которая создаёт саму эмоциональную картину фильма, которая может и незаметно для зрителя, но проникает вместе с образами в его сознание и формирует эмоции и настроение.

Уже можно говорить, что уже в прошлом тысячелетии композиторы (Александр Скрябин, Prometheus: The Poem of Fire, Op. 60) создавая свои произведения видели их в синестезии со светом и цветом, но технологии далекого прошлого не позволяли воплотить в полностью в жизнь их мечты. С развитием электроники, а особенно с появлением транзисторов, идея светомузыки приобрела реальные черты и особый статус рядом с музыкой, светомузыка становиться одной из составных частей музыкальных шоу. В 60-80 годах прошлого столетия, наблюдалось особенная активность в этой области, было много теоритических разработок и множество решений. Развитие светомузыки двигалось в двух направления:

  1. Это автоматические синтезаторы (АСМУ) которые должны были по заданным алгоритмам преобразовывать музыку в свет, без участия человека.
  2. И ручные устройства, типа клавишных светомузыкальных инструментов, где роль светосинтезатора ложилось на самого человека.

Второе направление, предусматривало человека как основное устройство – мозг синтезатора и оно дало свои плоды в развитие всевозможных направление в шоу-бизнесе. Появилось такое понятие как Лайтжей, т.е. свето инженер отвечающий за световое шоу, за программирование световых последовательностей и синхронизацию с музыкальным произведением. Т.е. это оказался самый простой и легкий путь в светомузыке.

Первое направление АСМУ, начало спотыкаться и даже на каком-то этапе пришло в упадок, хотя в период 70-80 годов успех этих устройств был потрясающий. Дело в том, что много таких сторон в жизни человека, которые он бы хотел бы сделать прекрасным, к этому и относилось стремление красить музыку, видеть музыку красивой. Держать у себя, например, в квартире Инженера по световым шоу, всё-таки как-то было абсурдным. Для дома, кафе, клубов, баров… требовались автоматические устройства. Но возник парадокс, если приобретали АСМУ, то первое время это устройство вас потрясало, через некоторое время просто радовало, потом было нормально, а далее вообще стало раздражать. Возникло такое понятие как Эффект утомляемости.  В чем же проблема? Проблема была в том, что электронная техника на то время, еще не достигла того уровня который необходим для обработки звука. И вторая главная проблема, что один раз предложенная концепция самого алгоритма преобразования музыки в свет была тупиковой, она не отвечала требования восприятия, а строилось на технических возможностей того времени.

Вы спросите как-же так? А вот так.

Музыка сложное понятие – но даже люди которые считают, что им по ушам в детстве топтались медведи, слушая любое музыкальное произведение, четко могут определить когда фальшивит какой-то инструмент. И эта фальшь моментально вызывает массу отрицательных эмоций. А через глаза человек получает значительно больший поток информации и когда вы получаете блымалку которая блымает сама по себе, а музыка из-за этого звучит не в папа, то в первый момент психика еще борется, пытается связать световые ощущения с музыкой и очень радуется, когда это получается, после определённого периода, она просто устает, просто мозг человека уже запоминает весь алгоритм примитивного алгоритма и человек уже не видит ничего нового, он просто видит одно и тоже блыманье и это начинает действовать отрицательно и даже раздражать. Для человека новая музыка, всегда рождает новые восприятия и ощущение, а светомузыка построенная на общепринятых понятиях не дает этого, из-за чего и появляется раздражение и негативное отношение к АСМУ.

Первые электронные АСМУ настолько примитивны и просты, они позволяют удовлетворить только первую потребность, это вызвать эффект эйфории от первого беглого взгляда на световое шоу. На такие устройства нельзя долго смотреть, иначе человеческая память запоминая простой алгоритм, и начинает негативно воздействовать на психику, а психика требовать нового, а нового такое АСМУ дать неспособно, вот он и парадокс, вместо удовлетворения получаем раздражение. Весь успех и фокус самой музыки, в том, что она постоянно человеку дает что-то новое в своих ощущениях!!! И светосинтезатор должен быть так устроен, чтобы для новой музыки давать новое световое шоу, даже в тех технических и финансовых условиях в которых приходиться замыкать свет и ограничивать свою фантазию инженеру конструктору светомузыки.

Разберем главный недостаток. Человек скажем так “не слушает музыку скопом”, он очень ясно определяет, каждый звук, каждый полутон, он для себя строит в своих ощущениях МЕЛОДИЮ и на интуитивном уровне определяет РИТМ и слышит, и представляет РИСУНОК музыки. Т.е. представьте фортепиано, человеческие пальцы извлекают звуки – это для нас есть музыка. А теперь посадим за фортепиано слона, и заставим его своими пальчиками, нам чего-то сыграть. Так вот этот слон и есть та светомузыка, построенная на принципе частотного разделения каналов которые для себя инженеры конструкторы определили, типа – красный цвет – это диапазон 100-1000 Гц, зеленый – диапазон 1000-2000 Гц синий — усё остальное. Три канала мало, стали делать больше (но не достаточно), стали добавлять автомат эффектов, тоже нет связи с музыкой. Т.е. решалось море задач, но все они были направлены на улучшение именно предложенной технологии и никто не попытался (мне так кажется) предложить иное решение вопроса. Главный недостаток это отсутствие видимой связи между синтезируемым световым шоу и самой музыкой.

Свет, цвет светового представления, которое должно быть синтезировано АМСУ должно иметь реальную связь с музыкой, как? – это уже именно сама суть светомузыки, но она должна украшать мелодию, она должна делать музыку красивой.

Общественное мнение.

Мнение общественности складывается из того что она может увидеть. И мнение это складывается в основном из того что он мог мельком увидеть. Отсюда тем кто стоял рядом с современной светомузыкой, а особенно у многих старшего возраста, что это быламка и не более. Но для молодежи в большинстве имеет совершенно противоположное мнение, до того момента пока не сталкивается с длительным контактом. Многие кто сам сделал или приобрел готовый проект, через определенное время теряет к светомузыке как к чему-то прекрасному интерес.

Проблема стереотипов.

Часто мы видим светомузыку как отдельностью коробку и к ней 4 прожектора. В последнее время это подсветка штор или декоративная подсветка помещения, которая должна “блымать” типа  – в месте с музыкой. Это как минимум не приемлемо и у малой части зрителей вызывает симпатии. А к тех кто это чудо приобрел, естественно через определенный промежуток времени интерес угасает. Да ритм составляет неотъемлемую часть мелодии, но не всю. И по этому человек не воспринимает просто “блыманье”.  Музыка должна отображаться в свете еще как минимум двух параметрах РИСУНКЕ И МЕЛОДИИ – РИСУНОК должен отображать ритмическую часть произведения и рисовать образы для восприятия, а МЕЛОДИЯ её мелодическую составляющую – это фон плавное изменение света.

В вариантах светомузык с  прожекторами и в варианте подсветки штор – этого нет.

Принцип симметрии.

Если светомузыка должна формировать образы, то они должны быть красивыми, а для человека есть красота – это симметрия

P.S. Но я уверен, что как и вечная музыка, так и в свете который может быть синтезирован из музыкального произведения есть та изюминка, что будет делать музыку воистину красивой. Я за красивую музыку.

продолжение возможно…

 


С чего же начать решать проблему?

Читайте продолжение в цикле статей ch-светомузыка.

Дополнительно читайте Из истории развития классической светомузыки.



Это может быть интересно


  • CAN – Controller Area NetworkCAN – Controller Area Network
    Просмотров: 858 Controller Area Network (CAN) первоначально был создан немецким поставщиком автомобильных систем Робертом Бош в середины 1980-х для автомобильной промышленности как метод для обеспечения возможности надежной последовательной связи. Целью было сделать автомобили более надежными, …
  • PIC32MZ – Core Timer (библиотека)PIC32MZ – Core Timer (библиотека)
    Просмотров: 410 Переработанные файлы от Microchip, библиотека для работы с Core Timer. Метки:PIC32MZ
  • Инфракрасный датчик движения, PIR-sensorИнфракрасный датчик движения, PIR-sensor
    Просмотров: 2737 Домашняя автоматика предполагает наличие датчиков движения, которые способны контролировать движения человека. Самым простым и доступным устройством позволяющие контролировать изменения ИК-излучения, это ПИР-сенсоры. На текущий момент доступны не дорогие модели D203B, D204B, D205B. Все …
  • Система отопления на солнечных коллекторах от Дмитрия (rv3dpi)Система отопления на солнечных коллекторах от Дмитрия (rv3dpi)
    Просмотров: 2897 Солнечные коллекторы для отопления в Европе используют в более 50% от общего количества установленных гелиосистем. Однако следует понимать, что гелиосистемы предназначены лишь для поддержки отопления и экономии затрат на основную …
  • Проект с использованием MCC часть 12-1Проект с использованием MCC часть 12-1
    Просмотров: 773 В настоящее время без визуализации информации уже не интересно. Поэтому научимся выводить информацию на дисплей. Для это возьмет простенький OLED RET012864E/REX012864J я такой приобретал в фирме “Гамма-Украина”, описание можно …
  • Ultrasonic Level Meters – ULM –53LUltrasonic Level Meters – ULM –53L
    Просмотров: 662 Измерение расстояния при помощи ультра звукового датчика ULM–53L–10. Диапазон измерения от 0,5 м до 10 м, полностью пластмассовый излучатель PVDF, механическое соединение фланцем из полиэтилена HDPE (исполнение “N”) Характеристики …
  • MPLAB® Harmony – или как это просто! Часть 4.MPLAB® Harmony – или как это просто! Часть 4.
    Просмотров: 1676 Часть четвертая – это может показаться немного сложно. Структура проекта. Для облегчения конфигурирования проекты MPLAB Harmony обычно структурированы таким образом, чтобы изолировать код, необходимый для настройки «системы», от …
  • Trimax – кодирование и декодирование ИК-командTrimax – кодирование и декодирование ИК-команд
    Просмотров: 1787 Первое, что надо понять назначение кнопок клавиш пульта, а также, что за кодирование реализовано в ИК- пульте. Для назначения клавиш обратимся к описанию, а для взлома кодирования воспользуемся …
  • NeoPixel LED и PIC18NeoPixel LED и PIC18
    Просмотров: 1481   Еще раз об управлении светодиодами на драйвере WS2812 и ему подобных. Как известно эти светики управляются по однопроводной шине. Основная особенность, что программно можно описать передачу данных, …
  • Проект с использованием MCC часть 15Проект с использованием MCC часть 15
    Просмотров: 1311 EUSART – Универсальный асинхронный приёмопередатчик (УАПП, англ. Universal Asynchronous Receiver-Transmitter, UART) — узел вычислительных устройств, предназначенный для организации связи с другими цифровыми устройствами. … читать на вики. Внесем изменения в нашу схему, …



Поделись этим!

Catcatcat

catcatcat

Development of embedded systems based on Microchip microcontrollers.